адаптация детей
к детскому учреждению
Проблемы адаптационного периода
Поступление
ребенка в детский сад, как и любое другое изменение социальной среды,
сказывается на его психическом и физическом состоянии. Переход из семьи в
дошкольное учреждение часто протекает с большими трудностями. Ранний возраст
является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период
ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним.
Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют
от ребенка больших усилий.
Изменение
образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния.
Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или,
наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Эмоциональное
неблагополучие сказывается на сне и аппетите ребенка. Разлука и встреча с
родными протекают подчас очень бурно: малыш не отпускает от себя родителей,
долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.
Различают
три степени адаптации: легкая, средняя, тяжелая.
Период
легкой адаптации длится 1-2 недели. У
ребенка довольно быстро нормализуется сон и аппетит, эмоциональное состояние,
взаимоотношения с новыми людьми, восстанавливается активная деятельность.
Отношения с близкими не нарушаются. Острых заболеваний не возникает, снижение защитных
сил организма выражено незначительно, к концу 2-3 недели они приходят в норму.
Во
время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка
выражены ярче, привыкание длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только
через 15-40 дней; настроение неустойчиво в течение месяца. Он часто плачет,
малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не
пользуется речью.
В
период тяжелой адаптации ребенок
начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание сменяет другое. Защитные
силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют его от
инфекций. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от
еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Он плохо засыпает,
вскрикивает во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Улучшение состояния
ребенка происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев.
Факторы, определяющие характер адаптации
1. Физическое состояние ребенка
Здоровый,
физически развитый малыш легче справляется с трудностями. Нервно и соматически
ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают,
как правило, большие трудности в детском саду.
2. Возраст ребенка
Этот
фактор имеет связь с привязанностью ребенка к близким, особенно к матери. В
период с 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее
интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь
травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. В 8 месяцев
малыши начинают бояться незнакомых людей, прижимаются к матери, как бы
подчеркивая привязанность к ней. Происходит дальнейшая дифференциация
социального мира, в нем появляются «другие». Страх перед другими длится обычно
от 8 месяцев до 1 года 3 месяцев.
Многие
дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но
особенно это заметно от 8 месяцев до 1 года 3 месяцев, т.е. в период, когда
совпадает беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.
3. Степень сформированности у ребенка
общения с окружающими и предметной деятельностью
Обычно
процесс адаптации протекает более благополучно у малыша, владеющего навыками
взаимодействия со взрослыми, умеющего длительно и разнообразно действовать с
игрушками. Впервые попав в детский сад, он быстро откликается на предложение
воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения
такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к
взрослому.
Дети,
у которых низкий уровень игровой и предметной деятельности, с большим трудом
привыкают к детскому саду. Возникающие трудности их оставляют равнодушными,
либо вызывают слезы и капризы.
4. Отношение ребенка к ровесникам
Неумение
общаться и контактировать с другими детьми отягощает сложность адаптационного
периода.
Таким
образом, состояние здоровья, характер
взаимоотношений с близкими, умение общаться со взрослыми и сверстниками,
сформированность предметной и игровой деятельности ребенка – основные критерии,
по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли.
Роль родителей в адаптации ребенка к
детскому саду
Как
ребенок будет привыкать к детскому саду, во многом зависит от его родителей, от
того, как они подготовят своего малыша к поступлению в детский сад.
Как
подготовить ребенка к поступлению в ДОУ:
- Приблизить режим
дня дома к режиму дня детского сада (конкретно той группы, в которую будет
поступать ребенок).
- Желательно
приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно на него
садился).
- Научить ребенка
есть с ложки твердую пищу.
- Отлучить ребенка
от груди. Кормление грудью сильно привязывает малыша к маме, усложняет
адаптацию. Но, если так случилось, что
до сада не удалось отучить, то во время самой адаптации этого делать не стоит,
это двойной стресс для малыша.
- По возможности кормить
ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.
- Ежедневно выходить
с ребенком на прогулку. Прогулки на
свежем воздухе дают отличный закаливающий эффект. Ребенок привыкает к перепадам
температур, влажности, ветру, бронхи очищаются от домашней пыли, «настраивается»
механизм терморегуляции.
- Учить ребенка
общаться со сверстниками и с взрослыми. Водить его гулять на детскую площадку,
посещать детские праздники, брать его с собой в гости, расширяя тем самым круг общения ребенка.
- Учить ребенка
играть самостоятельно.
- Оставлять ребенка
с другими близкими и знакомыми, чтобы ребенок привыкал находиться не только с
мамой и папой, но и с другими людьми.
- Рассказывать
малышу о том, как интересно и весело в детском саду (новые игрушки, новые
знакомства и др.)
Как
вести себя, когда ребенок уже начал посещать детский сад:
- Не показывайте
ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ваша неуверенность
передастся ребенку. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся детского сада.
- Создайте
спокойный, бесконфликтный климат для ребенка в семье.
- Со сном часто
бывают проблемы. Не отчаивайтесь, если ваш малыш не с первой попытки сможет
заснуть в группе.
- Старайтесь в
выходные дни соблюдать такой же режим дня, что и в саду.
- В период
адаптации уменьшите просмотр телевизора, посещение гостей и любых новых
событий. Новизны у ребенка и так хватает!
- В первые
несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное
сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации
ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке,
не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит
или быстро бегает — это ему необходимо.
- Старайтесь в
период привыкания ребенка не пропускать посещение детского сада без
уважительной причины. Перерывы отрицательно влияют на процесс адаптации.
ВАЖНО
ПОМНИТЬ:
Привыкание
к дошкольному учреждению – это также тест и для родителей, показатель того,
насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.
Нужно
быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и
благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить
со всеми в группе, чаще целовать и обнимать!
|