Разделы

Новости

Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

МБДОУ Д/С № 36 

Четверг, 09.05.2024, 00:43





адаптация детей к детскому учреждению 

Проблемы адаптационного периода

Поступление ребенка в детский сад, как и любое другое изменение социальной среды, сказывается на его психическом и физическом состоянии. Переход из семьи в дошкольное учреждение часто протекает с большими трудностями. Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка больших усилий.

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне и аппетите ребенка. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.

Различают три степени адаптации: легкая, средняя, тяжелая.

Период легкой адаптации длится 1-2 недели. У ребенка довольно быстро нормализуется сон и аппетит, эмоциональное состояние, взаимоотношения с новыми людьми, восстанавливается активная деятельность. Отношения с близкими не нарушаются. Острых заболеваний не возникает, снижение защитных сил организма выражено незначительно, к концу 2-3 недели они приходят в норму.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15-40 дней; настроение неустойчиво в течение месяца. Он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью.

В период тяжелой адаптации ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание сменяет другое. Защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют его от инфекций. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Он плохо засыпает, вскрикивает во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Улучшение состояния ребенка происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев.

Факторы, определяющие характер адаптации

1. Физическое состояние ребенка

Здоровый, физически развитый малыш легче справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, большие трудности в детском саду.

2. Возраст ребенка

Этот фактор имеет связь с привязанностью ребенка к близким, особенно к матери. В период с 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. В 8 месяцев малыши начинают бояться незнакомых людей, прижимаются к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Происходит дальнейшая дифференциация социального мира, в нем появляются «другие». Страх перед другими длится обычно от 8 месяцев до 1 года 3 месяцев.

Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно от 8 месяцев до 1 года 3 месяцев, т.е. в период, когда совпадает беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.

3. Степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельностью

Обычно процесс адаптации протекает более благополучно у малыша, владеющего навыками взаимодействия со взрослыми, умеющего длительно и разнообразно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, он быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому.

Дети, у которых низкий уровень игровой и предметной деятельности, с большим трудом привыкают к детскому саду. Возникающие трудности их оставляют равнодушными, либо вызывают слезы и капризы.

4. Отношение ребенка к ровесникам

Неумение общаться и контактировать с другими детьми отягощает сложность адаптационного периода.

Таким образом,  состояние здоровья, характер взаимоотношений с близкими, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка – основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли.

Роль родителей в адаптации ребенка к детскому саду

Как ребенок будет привыкать к детскому саду, во многом зависит от его родителей, от того, как они подготовят своего малыша к поступлению в детский сад.

Как подготовить ребенка к поступлению в ДОУ:

  1. Приблизить режим дня дома к режиму дня детского сада (конкретно той группы, в которую будет поступать ребенок).
  2. Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно на него садился).
  3. Научить ребенка есть с ложки твердую пищу.
  4. Отлучить ребенка от груди. Кормление грудью сильно привязывает малыша к маме, усложняет адаптацию. Но, если  так случилось, что до сада не удалось отучить, то во время самой адаптации этого делать не стоит, это двойной стресс для малыша.
  5. По возможности кормить ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.
  6. Ежедневно выходить с ребенком на прогулку.  Прогулки на свежем воздухе дают отличный закаливающий эффект. Ребенок привыкает к перепадам температур, влажности, ветру, бронхи очищаются от домашней пыли, «настраивается» механизм терморегуляции.
  7. Учить ребенка общаться со сверстниками и с взрослыми. Водить его гулять на детскую площадку, посещать детские праздники, брать его с собой в гости, расширяя тем самым  круг общения ребенка.
  8. Учить ребенка играть самостоятельно.
  9. Оставлять ребенка с другими близкими и знакомыми, чтобы ребенок привыкал находиться не только с мамой и папой, но и с другими людьми.
  10. Рассказывать малышу о том, как интересно и весело в детском саду (новые игрушки, новые знакомства и др.)

Как вести себя, когда ребенок уже начал посещать детский сад:

  1. Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ваша неуверенность передастся ребенку. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся детского сада.
  2. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для ребенка в семье.
  3. Со сном часто бывают проблемы. Не отчаивайтесь, если ваш малыш не с первой попытки сможет заснуть в группе.
  4. Старайтесь в выходные дни соблюдать такой же режим дня, что и в саду.
  5. В период адаптации уменьшите просмотр телевизора, посещение гостей и любых новых событий. Новизны у ребенка и так хватает!
  6. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
  7. Старайтесь в период привыкания ребенка не пропускать посещение детского сада без уважительной причины. Перерывы отрицательно влияют на процесс адаптации. 

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

Привыкание к дошкольному учреждению – это также тест и для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, чаще целовать и обнимать!

 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Госуслуги

    Copyright MyCorp © 2024
МБДОУ д/с № 36 д. Подлесово
607693, Нижегородская область,
Кстовский район, д. Подлесово, д. 18 А
Телефон: + 78314556704

Бесплатный хостинг uCoz