Волшебная сила похвалы
Некоторые дети настолько часто слышат из уст родителей слова «молодец» или «умница», что перестают на них реагировать. А кого-то самая скучная похвала окрыляет и толкает на подвиги. Как найти золотую середину и научиться хвалить ребенка правильно. Рассказывает психолог Мария Баулина.
Психологические исследования дошкольников и младших школьников продемонстрировали, что дети этих возрастных категорий в своих поступках в большей степени ориентируются на реакцию взрослых, а не на собственные представления о моральных нормах и ценностях. Поэтому, если рассматривать похвалу с точки зрения пользы для воспитания, ее можно считать мощным оружием педагогического воздействия ближней и средней дальности.
Услышав добрые слова в свой адрес, ребенок в следующий раз постарается поступить так же, чтобы получить поощрение. Таким образом, в его мировоззрении формируется система координат: что такое хорошо и что такое плохо.
Похвала является одним из способов выражения родительской любви и принятия. Ребенок видит, что его ценят и уважают, и это придает ему уверенность, повышает самооценку.
Молчание – знак согласия
Некоторые родители принимают хорошие поступки детей и достижения как должное, реагируя на них молчаливым одобрением. Зато плохое поведение вызывает у них бурную реакцию. Такие взрослые требовательны. Очень ответственны и считают свою любовь к ребенку чем-то обыденным, закономерным, что не нуждается в подтверждении. Многие дети в таких условиях воспитания вырастают серьезными, целеустремленными и не ждущими милостей ни от природы, ни от окружающих людей. В то же время, они не позволяют себе без особых причин получать удовольствие от жизни, радоваться общению с близкими, своему отражению в зеркале. Все положительные эмоции оказываются как будто заблокированными. Вполне возможно, что чеховского «Человека в футляре» просто недохвалили в детстве.
Дети активные, подвижные, темпераментные обычно отвечают на подобное педагогическое воздействие протестом. Замечая, что внимание взрослого можно привлечь только плохим поведением, они придумывают самые невероятные шалости, дурачатся и кривляются, не реагируя на одергивания родителей. Если вы замечаете, что в силу особенностей своего характера, постоянных проблем и бешеного ритма жизни не можете найти в себе силы, чтобы лишний раз улыбнуться ребенку и подбодрить его, постарайтесь изменить свой стиль воспитания с помощью простых советов:
- Чаще представляйте себя на месте ребенка и вспоминайте себя в его возрасте. Хотели ли вы, чтобы вас в подобной ситуации похвалили? Было ли обидно, когда родители игнорировали ваши успехи?
- Не бойтесь сами хвалить себя каждый раз, когда вы смогли выразить свою любовь к ребенку и одобрение его поступков.
- Сопровождайте ваши слова ласковыми прикосновениями к ребенку, объятиями, поцелуями.
- Старайтесь получить радость от теплых слов, сказанных другим.
Большие заслуги
Обычно родители хвалят ребенка за хорошие отметки или за вымытую посуду, не говоря при этом ничего о самом ребенке. Он не слышит от родителей «Ты умный. Ты красивый, ты вежливый…». Не имея постоянной точки отсчета в виде осознания своей уникальности для родителей, малышу приходится ориентироваться на ситуативные оценки взрослых. Такие дети очень подвержены чужому влиянию, восприимчивы к мнению других людей. Поэтому, хваля за хорошие поступки, не забывайте про похвалу самого ребенка. Если вы считаете, что похвала должна быть заслуженной, постарайтесь найти косвенные поводы для нее:
- Хвалите не за отдельные результаты, а за старательное выполнение задания или активную работу в группе. Ребенку важно осознавать, что вы цените его старание.
- Подчеркните значимость для вас и для ребенка отдельных событий его жизни. Например, «Теперь ты в подготовительной группе – ты уже самостоятельный мальчик!»
- Не акцентируйте внимание ребенка на отрицательном результате, если у поступка были благие намерения. Хвалите за желание что-то сделать, за интересные идеи и любознательность.
Похвала без границ
Разве бывает слишком много любви, ласки и признания? И могут ли они испортить детей? Оказывается да! Дети, которые утопают в атмосфере обожания, перестают реагировать на похвалу, отмахиваясь от любящих родственников, как от льстивой прислуги, и стараются все делать наоборот, чтобы досадить родителям и не слышать надоевших восторгов.
Чтобы не оказаться в подобной ситуации, обратите внимание на те случаи, в которых не следует хвалить ребенка:
- Когда он что-то не успел или не смог доделать, и похвала служит лишь способом переключения ребенка на другое занятие: «Ну, молодец, молодец, хватит уже!» Если в воспитании малышей такой педагогический прием оправдан, то детям среднего и старшего дошкольного возраста он привьет безответственность.
- Когда вы хотите польстить, чтобы добиться какой-то своей цели. Неискренность рождает недоверие. В другой раз ребенок вам не поверит.
- Когда стремитесь успокоить ребенка и противопоставляете его обидчику. Это лишь усугубит конфликт между детьми.
- Когда вы хвалите ребенка за то, за что недавно ругали при других обстоятельствах.
Тест "Часто ли вы хвалите своего ребенка"